В Москве весь апрель проходит фестиваль австрийского кино. Показываются самые разные фильмы, но мое внимание привлекла полудокументальная лента Андреаса Грубера «Охота на зайцев» (Hasenjagd). Так цинично СС называло поимку беглых советских военнопленных лагеря Маутхаузен.

Сбежали заключенные из двадцатого блока — те, кого не удалось сломить фашистам, несмотря на страшные издевательства. За три недели облавы выжили из семисот человек единицы — не в последнюю очередь потому, что нашлись смелые духом жители деревни, приютившие беглецов.

О подвиге семьи Лангталер в Австрии знают все. На рассвете в дом Марии Лангталер, матери пяти сыновей, постучался отчаявшийся узник лагеря — Михаил Рыбчинский. Простая крестьянка не выдала его эсэсовцам, а спрятала у себя и еще приказала привести товарища. Несмотря на то, что за укрывательство жители могли сами попасть в гестапо, Михаил и его товарищ Николай прожили на хуторе три месяца, до прихода американской освободительной армии. Это подвиг семьи Лангталер был высоко оценен и австрийским, и советским правительством.

Фильм Андреаса Грубера вышел в 1994 году — двадцать лет назад — и стал самым кассовым фильмом года. Грубер частично смягчил то, что происходило, - на самом деле, борьба за жизнь шла еще более отчаянная, но и этого хватает, чтобы понять весь ужас войны.

В Маутхаузене есть надпись — Was hatte man denn tun sollen? (Что же мы должны были делать?) Так простые австрийцы до сих пор отвечают на вопросы о том, почему в свое время они косвенно поддержали «охоту» на людей. Только Лангталеры дважды спасли советских людей — сначала из концентрационного, потом из фильтрационного, подтвердив факт . Да, многих побывавших в плену, на Родине ждала печальная участь «предателей», но это уже совсем другая история. По крайней мере, смелость австрийской крестьянки дала им шанс выжить.


Ходила на фильм Мария Варкалова, главный редактор Study.ru.

апрель 2014

Комментарии (0)

Чтобы оставить свой комментарий пройдите авторизацию на сайте!